Значительные перегрузки, износ и старение составляющих материалов дорожной структуры приводят к образованию различных дефектов, которые потребуют реконструкции полотна. Ремонт асфальта проводится с применением разных методов и материалов. Современная техника и передовые технологические процессы, используемые в работе, способны положительно повлиять на обеспечение долговечности и качество покрытия.
Этапы ремонтных работ:
- Вначале осуществляются подготовительные мероприятия. Дефектные участки срезаются с помощью дорожной фрезы.
- Старый слой демонтируется. Перед этим намечаются границы, срез проводится строго под углом в 90 градусов. Важный момент — необходимость его снятия до самого основания, где имеет место наличие дефектов.
- Обустраивается фундамент с изъятием старого основания и формированием нового. Слой щебня заливают составом битума.
- Завершающим этапом в процессе ремонта асфальтовой дороги является укладка нового материала, выполняемая ручным способом. Для этого требуется мини-каток или специальная виброплита.
Цена ремонта асфальтового покрытия за квадратный метр включает в себя весь вышеизложенный перечень действий.
Особенности проведения ремонта асфальтового покрытия
При ремонте асфальтового покрытия цена рассчитывается экспертом дорожной компании, который выезжает на объект. В процессе подготовки проектной документации принимаются во внимание особенности рельефа местности, искусственные сооружения, трубопроводы, крупные деревья, электрические кабели, находящиеся поблизости. Данная информация вносится в планировку. Выезд эксперта на объект и составление сметы — бесплатно.
Перед укладкой подготавливается основание, структура которого будет зависеть от назначения трассы.
Основание может отличаться следующими техническими характеристиками:
- Площади с наличием значительных нагрузок в процессе эксплуатации (федеральные трассы, взлётно-посадочные полосы) допускают использование железобетонных плит и монолитной заливки бетона.
- Более мягкий вариант основания заключается в использовании щебня и песка. Дорожные участки, которые не подвержены большим нагрузкам (дороги местного значения, городские дворы, автостоянки и внутриквартальные проезды), позволяют широко использовать данный вариант фундамента.
Укладка насыпи осуществляется в горячем состоянии при температуре смеси в 120 градусов Цельсия.
Методы ямочного ремонта
Выбор метода зависит от нескольких факторов: погодные условия, плотность и тип текущего асфальтобетонного покрытия, а также требования заказчика по стоимости и скорости выполнения работ. Рассмотрим существующие методы ямочного ремонта:
-
Горячей асфальтобетонной смесью. Используется смесь, состоящая из битума, минерального порошка, щебня и песка. Так называемый «асфальт». Преимуществом данного метода является высокое качество, т. к. используется материал, из которого состоит сама дорога. Материалы по-разному реагирует на изменение температуры и давление со стороны автомобилей. Если материал однородный, деформация и уплотнение будут одинаковыми, что снижает вероятность появления локальных трещин и выбоин.
-
Литой асфальтобетонной смесью. Температура литого асфальта также достигает 250 градусов при укладке. Повышенное содержание битума (около 10 %) делает смесь жидкой. Поэтому она укладывается без катка, плавно распределяется по основанию. Агрегатное состояние делает покрытие из литого асфальта упругим, монолитным и гидрофобным. Чаще используется для выравнивающего нижнего слоя дорожной одежды в мостовых конструкциях. Ямочный ремонт покрытий литым асфальтобетоном будет стоить дороже. Цена за м2 обычно на 40-60 % выше обычных смесей.
-
Полимерно-битумной смесью. Полимерное-битумное вяжущее — смесь, состоящая из нефтяных битумов, полимеров, пластификаторов и адгезионной приставки. Основную роль здесь играют полимеры. Их физические свойства позволяют исключить колееобразование на дорогах летом и появление трещин при холодных температурах. Поэтому смеси на ПБВ являются одним из лучших дорожных материалов. Однако цена такого материала может не понравиться в отличие от его качества. Если вас интересует ямочный ремонт дорог I и II категорий, рекомендуем рассмотреть данную смесь.
-
Холодным асфальтом. Здесь также можно сказать о холодных смесях на основе битумных и разжиженных эмульсиях, однако наша компания не применяет данный метод, т. к. соотношение цена/качество неудовлетворительно. При этом иногда приходится использовать вторичный асфальт или асфальтовую крошку — отфрезерованный асфальтобетон. Такое покрытие не будет долговечным, но может послужить временным решением в случае ограниченного бюджета.
Технологии ямочного ремонта
Разметку границ и нарезку швов вдоль и поперёк ямы следует выполнять с захватом неразрушенной части не меньше чем на 10 см! При этом соответствующий ГОСТ позволяет захватывать лишь 5 см. Однако в большинстве случаев трещины и выбоины (не герметичность) нижнего слоя достигают 7-8 см неразрушенной зоны. Это позволяет продлить срок пригодности нового покрытия на 6 и более месяцев.
Демонтаж текущего слоя выполняется отбойным пневматическим молотком. Также применяется гидравлический молот экскаватора для ускоренного и облегчённого разламывания верхнего слоя. Однако очень важно удалять поверхность по краям ямы лишь отбойным молотком массой до 20 кг с определённым наконечником. Данная мера позволяет избежать лишнего давления на близлежащую неразрушенную поверхность. В противном случае, ремонтируя текущую яму, можно невольно поспособствовать появлению новой через определённое время.
Если речь идёт о ямочном ремонте автомобильной дороги, то очистку дна и стенок места от пыли, крошек и влаги следует выполнять не только щёточными, но и пылесосными машинами. Обрабатывать дно, очищенное от пыли и кусков, нужно битумной эмульсий с расходом строго 0,5 л/м2. При этом общепринятые стандарты разрешают тратить и 0,3 л/м2. Однако с учётом того, что даже очищенное основание может содержать определённый процент пыли и крошек, небольшой объем эмульсии выполняет функцию вяжущего не очень эффективно. Проверено опытом.