Зимнее содержание дорог представляет собой комплекс мероприятий, включающий: защиту дорог от снежных заносов; очистку дорог от снега; борьбу с зимней скользкостью; защиту дорог от лавин; борьбу с наледями. Эти мероприятия должны обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, соответствующими требованиям, установленным в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог.
Зимний период года – самый сложный для эксплуатации дорог и организации дорожного движения. Он характеризуется короткой светлой частью суток, низкой температурой воздуха, снегопадами и метелями, формирующими снежные отложения, зимней скользкостью. Различают несколько типов снежно-метельных явлений. Снегопад – выпадение снега без сдувания и переноса ветром, наблюдается при скорости ветра 2 – 3 м/с. Верховая метель – снегопад при ветре, когда снег переносится в слое воздуха высотой до 100 метров. Низовая метель – перенос ранее выпавшего снега в слое высотой до 10 м. Поземка – перенос частиц ранее выпавшего снега в слое высотой до 0,3 м. Общая (двойная) метель – верховая и низовая метель одновременно. По уровню зимнего содержания дороги различают на три группы:
1) дороги с чистой проезжей частью;
2) дороги с чистой серединой проезжей части;
3) с уплотненным снегом.
Требования к уровню зимнего содержания каждой дороги устанавливают на основе технико-экономических расчетов с учетом оснащенности дорожной службы машинами. Предельно допустимые значения требований приведены в табл. 1.
Комплекс мер по зимнему содержанию включает:
1) профилактические меры, цель которых предупредить и максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге;
2) защитные меры, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и льда. Главным критерием качества снегозащиты считают полное исключение отложения метелевого снега на дороге;
3) меры по удалению уже возникших снежных и ледяных отложений.
Таблица 1
Народнохозяйственное и административное значение дорог |
Интенсивность движения, авт./сут. |
Минимальная ширина очищенной поверхности проезжей части, м |
Допустимая толщина рыхлого снега на покрытии, мм |
Допустимая толщина уплотнённого снега на покрытии, мм |
Максимальный срок снегоочистки и ликвидации зимней скользкости, час |
Общегосударственного и республиканского |
>7000 3000 – 7000 1000 – 3000 500 – 1000 до 500 |
На всю ширину 7,5 7,0 6,0 6,0 |
10 20 25 30 35 |
- - - - - |
3 4 5 6 8 |
Областного и краевого, местного с регулярным автобусным движением зимой |
3000 – 7000 1000 – 3000 500 – 1000 200 – 500 |
7,5 7,0 6,0 5,0 |
20 30 40 60 |
- - - - |
3 4 5 6 |
Местного непрерывного действия без автобусного движения |
>7000 200 – 500 до 200 |
- - - |
70 80 |
70 100 |
10 12 16 |
Местного с допускаемым кратковременным перерывом |
Движение нерегулярное |
- |
- |
100-150 |
48 |
Для эффективной подготовки автомобильных дорог к зиме до наступления холодов проводят следующие мероприятия:
- профилактические. Их цели – сведение к минимуму зимнюю скользкость на дорожном полотне, ослабление сцепления слоя снежно-ледяных отложений с покрытием,
- основные. Их задачи – расплавление снежно-ледяных отложений и гололедных пленок, образующихся зимой на поверхности автодорог, уменьшение их влияния на передвижение автотранспорта.
Борьба со снегом и гололедом.
Гололёд на дорожном полотне образуется в результате смены температуры, когда после холодов наступает потепление с большим количеством влаги в воздухе. Иногда гололёд появляется в результате переохлаждения дождевых капель; тогда он превращается в лед при ударе о твердые предметы. В этих случаях бывает особенно сильный гололёд, который продолжается несколько дней. Нарастание льда на дорожном полотне происходит быстро: ледяной покров различной толщины образуется в течение двух или трех часов.
Борьба со снегом на автодорогах включает: устройство снегозащиты (специальных конструкций земляного полотна) и проведение работ по очистке проезжей части от снега снегоуборочной техникой с учетом метеорологических данных. Такие сведения получают от АДМС (в том числе и снегомерных пунктов), метеостанций и метеолокаторов Росгидромета и других организаций.
В моменты сильнейших снегопадов привлекается определенное количество единиц техники, на спусках и подъемах дорог организовывается дежурство эвакуационной техники. Также проводится расчистка дорог от снега и превентивная обработка противогололедными материалами.
Виды противогололедных материалов.
Противогололедные материалы – твердые (сыпучие) или жидкие – это дорожно-эксплуатационные материалы или их смеси, применяемые для борьбы с зимней скользкостью.
Противогололедные материалы подразделяются на:
- химические (могут быть в твердом и жидком состоянии): хлориды, ацетаты, карбамиды, нитраты, природные рассолы, формиаты,
- комбинированные-фрикционные (только в твердом состоянии): мраморно-химическая смесь, пескосоляная смесь,
- фрикционные (только в твердом состоянии): песок, песчано-гравийная смесь, щебень, шлак.