Дорожное полотно в России и за рубежом отличаются. В Европе и США дорожное полотно преимущественно делают из бетона, в России главный материал, применяемый для обустройства дорог – это асфальт. Обусловлено это высокой стоимостью строительства бетонных дорог и с недостатком финансирования. Спустя несколько лет такое асфальтовое покрытие нуждается в ремонте, потом его эксплуатационные свойства ежегодно восстанавливаются. Бетонное покрытие гораздо лучше асфальтового, однако применяется оно ограниченно. Технология строительства бетонных дорог в России особой популярностью пока не пользуется, так как дороги из асфальта обходятся значительно дешевле. Однако, в настоящее время наблюдается тенденция уравнивания стоимости строительства данных видов полотна. Начинает вестись строительство бетонных дорог, мостов, взлетно-посадочных полос на аэродромах.
Отличия асфальта и бетона:
Покрытие дороги из асфальтобетонного покрытия менее долговечнее из-за качества основных материалов:
- асфальт – это композит песка, щебня, материальных наполнителей, а их связующее битумный полимер.
- бетон – это песчано-гравийная смесь, замешанная на бетоне и присадках.
Основная разница между бетоном и асфальтом – это вяжущий их материал. Битум в отличие от цемента не образует прочного парня, проседает под слабыми грунтами при нагрузке, размягчается при высоких температурах в теплое время года и разрушается при минусовых температурах в холодное время года. Бетон при соблюдении технологии укладки дорог лишен всех этих недостатков.
Покрытия из бетона обладают определенными достоинствами:
- дорога из бетона отличается хорошей прочностью, в ремонтных работах не нуждается.
- покрытие способно эксплуатироваться не менее четырех десятков лет, а для асфальта этот срок ограничен десятилетием с ежегодными ремонтами;
- автомобильная техника расходует меньшее количество горючего. Связано это с тем, что во время движения большегрузного автомобиля дорожный бетон не подвергается деформированию, от чего транспортному средству необходимо для перемещения на пятую часть топлива меньше;
- покрытие отличается устойчивостью к резким изменениям климатических условий. На него не оказывают влияния проливные дожди либо резкие перепады температурного режима;
- происходит сохранение чистоты воздуха, ведь автомобилям необходимо меньшее количество горючего, выхлопные газы которого загрязняют окружающую среду;
- природные ресурсы расходуются экономно. Для изготовления бетона необходим известняк, а для получения асфальта используется нефть.
Технология строительства бетонных дорог включает в себя определенные этапы:
- готовится грунтовое основание. Его укатывают для достижения нужной плотности, при необходимости – увлажняют либо просушивают.
- организуется отведение воды, чтобы продлить эксплуатационный период полотна и придать езде безопасность.
- устраивается подстилающий слой. Он представляет собой песчаную прослойку, толщина которой составляет до двух до четырех десятков сантиметров.
- выполняется сборка опалубочной конструкции. Элементы ее изготавливаются из пиломатериалов, при этом учитывается высота заливки.
Технология строительства сложная, и каждый этап будет рассматриваться подробно. Структура бетонной дороги Полотно включает в себя определенные слои:
- подстилающий – для его устройства используют щебенку, которая дренирует грунтовую воду, и песок, с чьей помощью компенсируются возникающие нагрузки;
- укрепляющий – представлен низкосортным бетоном, связывающим подсыпной слой;
- дорожное полотно – бетонная поверхность.
Конструкция бетонной дороги под тяжелые автомобили выполняется из напряженного и ненапряженного железобетона, арматурная каркасная основа в которых не дает возможности камню растрескиваться от тяжести грузовых машин.