Схема проезда
с 8:00 до 21:00 без выходных
Скачать прайс-лист

Содержание дорог в летний период

Общие положения.

Содержание дорог включает комплекс инженерно-технических мероприятий по систематическому уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода в целях поддержания их в надлежащем порядке в течение всего года и исправления незначительных деформаций и повреждений всех конструктивных элементов. Выполнение работ по содержанию в полном объеме и с высоким качеством замедляет процесс ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей дороги.

Содержание земляного полотна и водоотвода.

1. Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его геометрической формы, постоянное поддержание в рабочем состоянии различных водоприемных, водоотводных и водопропускных устройств, что способствует обеспечению требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов. Особое внимание дорожно-эксплуатационная служба должна уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения.

Задачи содержания:

- в весенний период максимально снижать переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;

- в летний период выполнять работы по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;

- в осенний период предупреждать переувлажнение земляного полотна.

2. Для уменьшения количества проникающих с проезжей части и обочин талых вод, а также улучшения условий оттаивания мерзлых грунтов и отвода воды в весенний период (до начала интенсивного таяния), снег и лед с проезжей части и обочин, а по возможности с откосов должен быть удален. По осям всех водоотводных канав на внешней границе полосы отвода в снегу до уровня грунта устраивают прорези - водоотводы шириной не менее 0,5 - 0,7 м. В этот же период производят работы по очистке от снега и льда водопропускных сооружений (трубы, малые мосты), устьев дренажей, открытых лотков и трубчатых дрен.

3. На пучинистых участках в весенний период следует особенно тщательно выполнять работы по обеспечению быстрого отвода талых вод. Дорожно-эксплуатационная служба не должна допускать их застой у устьев водопропускных сооружений, на проезжей части, обочинах, водоотводных канавках (кюветах), своевременно удаляя затрудняющие сток мелкие препятствия и разрушения. Дополнительно на неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочинах устраивают поперечные дренажные прорези шириной 0,25 - 0,5 м, обеспечивающие быстрый отвод воды при оттаивании промерзшего грунта под дорожной одеждой и на обочинах.Прорези выполняют на глубину дорожной одежды в шахматном порядке с расстоянием между ними не более 4 м, придавая дну прорези уклон не менее 40%о. На уклонах прорези выполняют в сторону низовых вертикальных отметок под углом к оси дороги 10-20°. Для выполнения работ следует использовать специальные машины, экскаваторы типа "Беларусь" и другие средства механизации. Участки, на которых устраивают прорези, для обеспечения безопасности движения ограждают соответствующими дорожными знаками. После просыхания грунта прорези засыпают материалом, использованным при укреплении обочин, или дренирующим грунтом при неукрепленных обочинах и уплотняют до требуемых норм. После выполнения всех работ снимают дорожные знаки.

4. На откосах выемок, имеющих выход грунтовых вод, целесообразно производить очистку их поверхности от снега с удалением его за пределы выемки. Это особенно рекомендуется выполнять на участках откосов, ориентированных на север.

5. В конце весеннего периода по мере просыхания грунта производят очистку водоотводных сооружений и дренаж от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавках (кюветах) воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют планировку неукрепленных обочин поврежденных участков откосов с уборкой небольших оползней, обвалов, селевых выносов. На участках с поврежденным дерновым покровом в благоприятные агротехнические сроки осуществляют посев трав.

6. В летний период выполняют работы по очистке от посторонних предметов резервов, откосов и обочин, утюжку и профилировку (при необходимости) летних и тракторных путей, грунтовых объездов в местах производства на проезжей части дороги ремонтных работ, уход за укрепительными и защитными сооружениями. В этот период осуществляют планировку неукрепленных обочин, заделку отдельных повреждений слоев укрепления, планировку отдельных участков неукрепленных и восстановление отдельных разрушенных мест укрепленных откосов; прочищают отдельные участки лотков, водотоков, водоотводных канав с обеспечением продольного уклона дна не менее 5%о, восстанавливают мелкие повреждения дренажных устройств и др.; производят окашивание травы на обочинах, откосах и резервах, вырубку кустарника. Для предупреждения засорения смежных полей землепользователей работы по окашиванию, особенно сорных трав, выполняют заблаговременно до наступления периода их цветения. В таких местах необходим посев культурных трав. Применение для борьбы с сорной растительностью химических средств (гербицидов) согласовывается с районными санэпидемстанциями.

7. В осенний период для обеспечения минимального увлажнения грунтов атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществляют предзимнюю планировку летних и тракторных путей, неукрепленных обочин. В сложных грунтовых и климатических условиях, особенно на пучиноопасных участках, ограничивают заезд автомобилей на неукрепленные обочины. В этот период, как и весной, дорожная служба должна принимать меры по недопущению использования полосы отвода для прогона и выгона скота.

Содержание дорожных одежд переходного типа и грунтовых дорог.

1. Для обеспечения надлежащих транспортно-эксплуатационных качеств необходимо проводить систематические работы по содержанию дорожных покрытий.С этой целью в весенний, летний и осенний периоды осуществляют профилирование покрытия, устраняют отдельные ямы, колеи и просадки, в сухой период года проводят обеспыливание. Зимой выполняют снегоуборку и борьбу с зимней скользкостью.

2. Профилирование проводят с целью улучшения ровности покрытия (после дождей, в весенний и осенний периоды) и равномерного распределения минерального материала или грунта по поверхности дорожной одежды.

- Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), в результате чего улучшается поверхностный водоотвод, ускоряется просыхание покрытия, ликвидируются колеи глубиной до 2 - 4 см и выравнивается поперечный профиль.

- Второе профилирование делают в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.

- В летний период профилирование производят по мере надобности после дождей при увлажненном покрытии.

- Осенью профилирование производят с таким расчетом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.

- Профилирование выполняют автогрейдерами или грейдерами.

- Для выравнивания дорожных покрытий, особенно проезжей части грунтовых дорог, и придания им требуемого поперечного профиля можно успешно применять прицепные металлические или деревянные дорожные утюги.

- Количество профилировок за сезон зависит от интенсивности движения, погодных условий и состояния покрытия. Выполнять работы по профилированию на сухом покрытии не рекомендуется.

3. В весенний период производят очистку проезжей части от грязи и снежной или ледяной корки по мере ее таяния.Очистку покрытий от грязи весной производят в течение 3 - 5 дней после освобождения дороги от снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется автогрейдером или бульдозером.

4. В период сильного увлажнения дороги (при необходимости) закрывают. Движение следует открывать после просыхания проезжей части и выравнивания ее поверхности. В тех случаях, когда полностью закрыть движение не представляется возможным (уборка урожая, вывоз удобрений и т.п.), организуется патрульное содержание дороги специализированными звеньями или бригадами, в том числе с выполнением работ. Для обеспечения нормальных условий движения в сухое время года на пылящих покрытиях проводят обеспыливание.

Обеспыливание дорожных покрытий.

1. Пыль образуется в результате износа покрытий под воздействием автомобилей и климатических условий, а также при загрязнении покрытий автомобилями, въезжающими на проезжую часть с неукрепленных обочин и грунтовых дорог.

2. Наиболее эффективным способом борьбы с пылью на дорожных покрытиях (гравийных, щебеночных, грунтовых, улучшенных и др.) является обработка их обеспыливающими материалами, обеспечивающая уменьшение износа, сохранение первоначальной ровности, снижение загрязнения атмосферы, улучшение условий движения автомобилей и санитарно-гигиенического состояния прилегающих к дорогам населенных пунктов.Неукрепленные обочины (особенно в населенных пунктах, у автобусных остановок и т.п.) в жаркое и сухое время года обеспыливают так же, как и покрытия.

3. Норма расхода обеспыливающих материалов в каждом конкретном случае принимается на основании опытной проверки в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий и материала покрытий.Ориентировочные нормы расхода обеспыливающих материалов и продолжительность их действия приведены в табл.1.1 (в числителе для I - III, а в знаменателе для IV, V дорожно-климатических зон). Меньшие нормы расхода относятся к интенсивности движения до 300, большие - 300 авт./сут и более. Продолжительность обеспыливающего действия материалов дана после первой обработки покрытий.При повторных обработках норму расхода обеспыливающих материалов уменьшают в 2 раза. Обработку производят при появлении первых признаков пылеобразования.Объем работ и количество потребных материалов определяют с учетом длины участков, подлежащих обеспыливанию, норм расхода обеспыливающих материалов и количества обработок за сезон. При этом особое внимание следует уделять участкам, проходящим через населенные пункты, вдоль полей, засеянных сельскохозяйственными культурами, а также около больниц, детских учреждений, остановок автобуса, на опасных участках дороги (спуск, подъем кривые малого радиуса) и т.п.

Таблица 1.1

Наименование материалов

Ед. изм.

Нормы расхода материала на 1 м2 покрытия

Срок действия, сут.

гравийного

щебеночного

грунтового

1

2

3

4

5

6

Гигроскопические

Кальций хлористый, технический:

кальцинированный

кг

0,6-0,7 -------- 0,8-0,9

0,4-0,5 -------- 0,6-0,7

0,7-0,8 ------- 0,9-1,0

20-40

плавленый

"

0,8-0,9 -------- 1,0-1,1

0,6-0,8 -------- 0,7-1,0

0,9-1,0 ------- 1,1-1,2

20-40

жидкий

л

1,3-1,7 -------- 2,0-2,2

1,0-1,5 -------- 1,5-2,0

1,7-2,0 ------- 2,2-2,4

15-25

Кальций хлористый, ингибированный фосфатами (ХКФ)

кг

0,7-0,8 -------- 0,9-1,0

0,5-0,6 -------- 0,7-0,8

0,8-0,9 ------- 1,0-1,1

25-40

Техническая поваренная соль (в виде раствора 30%-ной концентрации)

л

1,5-2,2 -------- 2,4-3,0

1,2-2,0 -------- 2,0-2,6

1,8-2,8 ------- 3,4-4,0

15-20

Техническая соль сильвинитовых отвалов:

твердая

кг

0,8-1,2 -------- 1,4-1,8

0,6-1,0 -------- 1,2-1,6

1,0-1,4 ------- 1,6-2,0

15-25

жидкая

л

1,6-2,5 -------- 2,7-3,3

1,4-2,2 -------- 2,4-3,0

2,0-3,0 ------- 3,6-4,2

15-20

Вода морская лиманная или соленых озер

л

1,0-1,5 -------- 1,5-2,0

0,8-1,3 -------- 1,3-1,8

1,5-2,0 ------- 2,0-2,5

3-5

Вода техническая

л

1,0-2,0

0,5-1,5

1,5-2,5

0,04-0,12 (1-3 ч)

Органические

Лигносульфонаты технические (марка в 50%-ной концентрации)

л

1,6-2,0 -------- 1,2-1,6

1,4-1,8 -------- 1,0-1,4

1,8-2,2 ------- 1,6-2,0

20-30

Лигнодор

л

1,6-2,0 -------- 1,2-1,6

1,4-1,8 -------- 1,0-1,4

1,8-2,2 ------- 1,6-2,0

40-45

Сульфатный щелок (10%-ной концентрации)

л

4,0-6,0 -------- 3,0-5,0

3,5-5,0 -------- 2,5-4,0

4,5-6,5 ------- 3,5-5,5

15-20

Жидкие битумы и дегти

л

0,8-1,0

0,7-1,0

1,0-1,2

30-90

Битумные эмульсии

л

1,2-1,5

1,0-1,3

1,5-2,0

30-90

Сырые нефти

л

0,8-1,0

0,7-1,0

1,0-1,2

30-90

Примечание. Органические материалы (битумы, дегти, сырые нефти и др.) применяют при вязкости по стандартному вискозиметру не более 25 с.

4. В осенне-зимний период дорожные хозяйства подготавливают хранилища к приему обеспыливающих материалов. Важным условием хранения гигроскопических солей является защита их от увлажнения, так как они интенсивно поглощают влагу, а при последующих изменениях влажности и температуры слеживаются. Поэтому барабаны и мешки с хлористым кальцием хранят до употребления в закрытых складских помещениях. Хлористый натрий хранят на специальной площадке, имеющей твердое покрытие, под навесом или водонепроницаемой пленкой.Готовые растворы или рассолы хранят в цистернах или в бетонных закрытых хранилищах.Органические обеспыливающие материалы хранят в закрытых хранилищах, оборудованных системой подогрева.

5. Для распределения обеспыливающих материалов применяют дорожные машины (КДМ-130, ПМ-8, ДС-39, ПР-130, УР-53, ЭД-404 и др.).

6. Обеспыливание гравийных покрытий осуществляют двумя способами: пропиткой покрытия; смешением гравийного материала покрытия с обеспыливающими материалами на дороге.Пропитку покрытий обеспыливающими материалами чаще всего применяют при содержании, а смешение при ремонте.

7. Участок покрытия, предназначенный для обработки способом пропитки, в зависимости от его состояния профилируют автогрейдерами (грейдерами) или выравнивают дорожными утюгами с приданием требуемой ровности и поперечного профиля. Одновременно удаляют крупные несвязные частицы гравия.

8. Розлив растворов производят на покрытие, материал которого имеет влажность, равную или меньшую оптимальной. При норме более 1,5 л/м2 розлив осуществляют за два-три приема. Каждый последующий розлив производят после того, как раствор предыдущего полностью впитается в покрытие.

Розлив органических обеспыливающих материалов производят при температуре, обеспечивающей нормальное впитывание (табл.1.2).

Таблица 1.2

Наименование материала

Марка

Температура розлива, °C

Разжиженные нефтяные битумы

50-70

Дегти

Д-1

25-50

Д-2

50-60

Сырая нефть

10-25

Технический лигносульфонат (50%-ный концентрации)

В

30-70

Лигнодор

30-70

Сульфитный щелок

Без подогрева

Битумные эмульсии

Анионные

"

Примечание. Температуру розлива корректируют в зависимости от состояния погодных условий: при более низкой температуре воздуха принимают более высокую температуру материала при розливе, и наоборот.

Распределение твердых гигроскопических солей производят в следующей последовательности:

- разливают воду в количестве 0,5 - 2 л/м2 (при сухом покрытии);

- распределяют по поверхности проезжей части твердые соли по норме, приведенной в табл.5.1.

9. Способ смешения на дороге при обработке покрытия обеспыливающими материалами применяют на завершающем этапе при ремонте гравийных покрытий.

Работы в этом случае осуществляются в следующем порядке: вывезенную в штабеля гравийную смесь для верхнего слоя покрытия (слоя износа) разравнивают автогрейдером на всю ширину покрытия; разливают раствор или распределяют твердый обеспыливающий материал в количестве 80% нормы (нормы, приведенные в табл.5.1, увеличивают в 3 - 5 раз); тщательно перемешивают смесь, разравнивают и профилируют автогрейдером; производят уплотнение самоходными катками; разливают по поверхности покрытия готовый раствор или распределяют материал в твердом виде в количестве 20% от нормы.

10. В течение 5 - 7 дней после проведения мероприятий по обеспыливанию регулируют движение транспортных средств для получения равномерно накатанной поверхности и обеспечения лучшего формирования покрытия. Скорость движения автомобилей в этот период не должна превышать 40 км/ч.

11. Содержание усовершенствованных покрытий.

12. В весенний период до начала интенсивного таяния с проезжей части и обочин должен быть удален снег и лед. После просыхания покрытие тщательно очищают от грязи, пыли, противогололедных материалов с использованием различных средств механизации уборочных работ.

13. Весной в период максимального увлажнения земляного полотна особое внимание уделяется предохранению покрытий от разрушения. Дорожная служба на основе паспортных данных или по результатам оценки должна определить наибольшие нагрузки, которые могут быть пропущены по обслуживаемым дорогам.

14. На ослабленных участках, особенно на дорогах с облегченными типами покрытий (переувлажнение земляного полотна, пучины), выполняются мероприятия по увеличению несущей способности дорожной конструкции путем укладки щитов, хвороста, досок, дренирующего грунта с последующей их уборкой после восстановления прочности дорожной конструкции. При невозможности их выполнения или недостаточной эффективности ограничивают движение автомобилей большой грузоподъемности, снижают скорость или полностью закрывают проезд, переводя его на специально подготовленные объезды. При организации этих мероприятий руководствоваться специальными документами на ограничение или закрытие движения по дорогам.

15. Участки, движение на которых временно закрыто, ограждают барьерами, знаками и световой сигнализацией. Их удаляют перед открытием движения после повышения прочности дорожной конструкции до требуемых значений.

16. В летний период дорожная служба систематически выполняет работу по очистке проезжей части дороги от пыли и грязи, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Очистку ведут механическими щетками, поливочно-моечными и подметально-уборочными машинами. Мойку и уборку покрытий производят от оси дороги к обочине. Проезжую часть с разделительной полосой начинают убирать от левой по ходу движения кромки (бордюра) покрытия. Последующие проходы машин должны перекрывать предыдущие на 0,25 - 0,5 м.

17. При появлении на отдельных участках покрытия избытка, вяжущего их следует присыпать высевками или крупнозернистым песком. Весьма эффективной мерой является обработка таких участков малыми дозами (0,1 - 0,2 л/м2) органических растворителей (керосином, соляровым маслом и др.) с последующей присыпкой песком и после некоторой выдержки (до 0,5 ч) очисткой поверхности металлической щеткой.

18. Весной с момента наступления теплой и устойчивой погоды приступают к устранению мелких повреждений в виде выбоин, трещин, отдельных волн, бугров и наплывов и т.п. Работу организуют так, чтобы основные объемы были выполнены в возможно сжатые сроки. В остальное время года работы выполняют по мере необходимости.

19. Подготовку поврежденного места ведут в следующем порядке:

- выбоины обрубают по контуру, захватывая на 3 - 5 см неповрежденную часть покрытия;

- несколько небольших выбоин, близко расположенных друг к другу, объединяют в одну общую карту;

- старый асфальтобетон удаляют, выбоину очищают и при необходимости просушивают;

- дно и стенки выбоин, как правило, подгрунтовывают жидким или разжиженным битумом, остаточным битумом (гудроном) или дегтем, нагретым до 60°С, по норме 0,3 - 0,5 л/м2.

20. Подготовленную выбоину заполняют ремонтным материалом, в качестве которого используют горячие, теплые или холодные асфальтобетонные смеси, литой асфальт, щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическим вяжущим, влажные органоминеральные смеси (ВОМС)

Перейти на сайт

Счётчики